Обочина была просто завалена окурками.
Я был молод и глуп, и мне тогда казалось, что загадочную отечественную душу никогда не понять никакому заезжему гостю. У нас особый путь. Теперь я просто глуп, без молод. И, осматриваясь вокруг, загадочность души никак не могу разглядеть.
Все эти годы я терпеливо наблюдал, как окурки выбрасываются из машин, едущих на полном ходу и стоящих на перекрёстках, из дорогих машин и совсем простеньких. Бычки бросают и небритые хмурые лица, и улыбающиеся модельные физиономии, солидные мужчины, часто выезжающие за рубеж, и прекрасные девушки, редко приезжающие на родину. Многие из них даже не отдают себе отчёт в нечаянных действиях, так увлечены они порой разговором с соседями, или по телефону.
Иногда меня тянет сказать им в открытое окно на перекрёстке, мол, не стоит загрязнять окружающее пространство, ведь мы живём здесь, все вместе живём!.. Но в ответ лишь огрызаются, хамят и посылают. Извинялись единицы. И вряд ли кто из них потом задумывались всерьёз над этим. Хотя пепельницы есть в любой машине.
Это не негодования псто, и не про курящих. Мало кто из нас может поклясться, положа руку на сердце, что не мусорит вообще. И курильщик без машины, и собачник без мешочка, и любитель семечек, и блюститель чистоты полости рта посредством орбита, — все мы хоть однажды, да подкинули стране угля. Некоторые уже в завязке по нескольку лет, некоторые растеряли зубы и память, кто-то просто любит обличать. Нужно ли?
Знавал одного кадра, так он записывал номера машин на перекрёстках, из окон которых безрассудно выбрасывались бычки-самоубийцы. Целый блокнот был забит, с датой и местом преступлений. Не знаю, что он с ним сделал потом, может, чертил "Z" на капотах гвоздём, не знаю. Ну а что тут сделаешь? Нудно талдычить каждому встречному, чтоб пересмотрел жизненные установки? Что в тех странах, где так нравится бывать, потому ухоженно и чисто, удобные улицы и пряничные домики, что люди, живущие там, обычно не позволяют себе относиться к другим с высокомерным пренебрежением. И города свои уважают, наверное.
Быть может, настанет пора и у нас, когда люди начнут задумываться о таких мелочах, по сути важных мелочах, из которых и собирается наша жизнь, как из пазлов. А пока... бутафория. Слова и надежды, вымышленные достижения, игры в выборы, исчезающие миллиарды. Чёрный Jeep Grand Cherokee, чистый и блестящий, с недешёвым номерным знаком В666ХО178, остановился перед светофором и из водительского окошка выплюнул смятую бумажку. Мы приберём за ним. Это ведь наша страна.
Всё реже смеюсь "особенностям национального сознания", нужны ли они, эти особенности?